Система на шоссейнике: компакт или стандарт?

Делать сравнительный обзор преимуществ и недостатков компактных и стандартных систем дело неблагодарное. Если выкажешь симпатию компактным системам, то заклюют поклонники стандартных, и наоборот. Вдобавок ко всему, еще и адепты «тройников» для шоссейных велосипедов подключатся и тогда, как говорится, тушите свет. Я постараюсь избежать предвзятости в статье и просто постараюсь ответить на некоторые вопросы по передним системам шоссейников.

Система стандарт 53/39

Система стандарт 53/39

Что такое «компакт» и «стандарт»?

Действительно, давайте определимся с терминологией, что называется компактом, а что стандартом для передних систем шоссейных велосипедов. Как правило, компактом называются систему 50/34 (50 зубцов на большой звезде, 34 зубца на маленькой), хотя встречаются и варианты 50/36, 48/34. Стандартом, в большинстве случаев, называют систему 53/39, иногда встречается 52/39. Отличаются между собой системы не только числом зубцов, но и диаметром окружности посадочных болтов/бонок (BCD — bolt circle diameter). Чаще всего у компакта это 110 мм. (113 мм. у Campagnolo), а у стандарта 130 мм. (135 мм. у Campagnolo).

Система компакт 50/34

Система компакт 50/34

Какая разница между компактом и стандартом в переключении?

Если вкратце, то ответ будет зависеть о емкости кассеты. Например, для кассеты 12-25t, с набором звезд 12-13-14-15-16-17-19-21-23-25, на самой легкой передаче компактная система будет иметь передаточное соотношение на 13% легче чем на стандартной. На самой тяжелой передаче стандартная система будет иметь передаточное соотношение на 6% большее, чем на компактной. Или, простите за тавтологию, стандарт обеспечивает более высокую высшую передачу, а компакт низкую низшую передачу.

А какая разница в скорости?

Возьмем кассету 12-25 из примера выше, каденс пусть будет 100 об/мин. При выборе самой низкой передачи 34×25 на компакте получается скорость 17,1 км/ч, на стандарте при 39×25 получаем скорость 19,6 км/ч. Разница казалось бы незначительная, всего 2,5 км/ч, но давайте найдем звездочку-эквивалент для стандартной системы. Ответ — 29 зубцов, т.е. 4 зуба разницы. Соотношение 39×29 дает скорость 16,9 км/ч, что наиболее близко к 17,1 км/ч на 34×25.

Для самого большого передаточного соотношения получаем, на компакте 50×12 — 52,4 км/ч и на стандарте 53×12 — 55,6 км/ч.  Из чего следует, что простой способ добавить скорости на компактной системе поставить кассету с самой маленькой звездочкой на 11 зубцов, тогда 50×11 обеспечит скорость — 57,2 км/ч.

А на каденс влияет?

Если взять данные из предыдущего примера, то получается, что например, что на крутом подъеме, используя передачу 39×25, при каденсе 75 об/мин., велосипедист будет ехать со скоростью 14,7 км/ч. Используя компактную систему и соотношение 34×25 гонщик сможет ехать с такой же скоростью при каденсе 86 об/мин. Понятно, что на вершине подъема, гонщик использующий систему компакт, будет более свежим. Вдобавок компакт позволит велосипедисту преодолевать подъем со скоростью 13,9 км/ч, используя передачу 34×23 с каденсом 75 об/мин и держать в запасе самую большую звездочку кассеты, например для наиболее крутых участков.

Разница в наибольшей передаче, как мы уже писали раньше 6%, поэтому скорость на соотношении 50×12 для компакта, при частоте педалирования 106 об/мин., будет равна скорости на передаче 53×12 для стандарта при частоте педалирования 100 об/мин.

Так что же лучше компакт или стандарт?

Все зависит от уровня вашей подготовки и того, как и где вы собираетесь ездить на велосипеде. Если вам предстоит разделка с минимальным набором высоты, то очевиден выбор в пользу стандартной системы. Если вы в первый раз в жизни собираетесь в горы, то смело используйте компактную систему. У компакта есть одна особенность, если ваша крейсерская скорость около 32-35 км/ч, то вам придется чаще переключаться между большой и малой звездой в зависимости от рельефа местности.

Эффективность с точки зрения передачи усилий где выше?

На некоторых передаточных соотношениях, стандартная система незначительно выигрывает, за счет большей протяженности участка контакта цепи с зубцами системы и кассеты, а значит меньшими потерями от трения при передаче усилий велосипедиста. Но это теория и вряд ли обычный спортсмен-любитель почувствует разницу.

В гонках на компакте делать нечего?

Если вы мощный спринтер, то наверное, компакт не лучший выбор, а для быстрой езды в группе вполне достаточно компакта. В крайнем случае поставьте кассету с маленькой звездочкой на 11 зубцов и соотношения 50×11 вам точно хватит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *